simtour: (Default)
[personal profile] simtour
Оригинал взят у [livejournal.com profile] loi_scorpio в Как мы экстремальным краеведением занимались
Да, всё так - вопреки политике журнала пост открыт для всех. Потому что ссылки на ресурс - единственное, чем я могу отблагодарить замечательного рассказчика и организатора путешествия, о котором пойдет речь - Дениса aka [livejournal.com profile] simtour.
Итак, в городском сообществе [livejournal.com profile] penza_ru было выдвинуто предложение - а не покататься ли нам по ближним деревням, не поглядеть ли интересные не до конца разрушенные храмы и барские дома\усадьбы? А почему бы не поглядеть, решили примерно 20 человек, и отправились в увлекательное путешествие...

Началось всё как-то слегка по-пиратски, увлечение, азарт
У Оли журналистский азарт
(я долго буду помнить несущуюся вприскочку к первым развадинам одну из участниц поездки, с виду вроде взрослая девушка. [livejournal.com profile] olga_chuda ).
Впрочем, сначала такое настроение всех и одолело - ух ты! Развалины! колокольня! и залезть можно! Ух, кирпичи падают прям из-под ног! ЭКСТРИМ!!! Мальчишки были счастливы :) Да и не только мальчишки, чего греха таить ))
199.87 КБ
Но всё равно что-то такое в воздухе витало. Снисходительное к нашим дурачествам. То ли на меня так действовали ковры одуванчиков и совсем не городская тишина, то ли осталось что-то в самом храме... Какая-то снисходительно-добрая улыбка. Вроде и дурачишься, бесишься, а в дурь не несет. И хочется потом стихнуть и немного помолчать...
179.11 КБ
Это была Константиновка, по-моему еще Пензенский район, почти на трассе.

Загоскино. Дом тамошних помещиков. Удивительно, что совсем недавно там функционировала школа, а теперь - полнейшая разруха.
247.82 КБ
Быстро работает время... Нет, не вандалы - время.
242.50 КБ
Вообще очень удивило состояние всех объектов, куда нас занесло. Не было ожидаемых мною куч... эээ... следов жизнедеятельности бомжей, бутылок, битого стекла, бумаг... Лишь птичий помет, крошащийся кирпич и деревья, растущие сквозь фунламент, между стенами, посреди некогда наверняка шикарных зал с дорогим паркетом....
228.16 КБ
172.46 КБ

Дальше было от трассы подальше... Район уже Каменский, село Федоровка.
94.91 КБ
Храм восстанавливается, ведутся и службы, и ремонтные работы,
191.27 КБ
потрясающе красивый вид от храма на деревню, огромные пустые пространства (я постоянно вспоминала Крапивина в поездке, причем разные вещи всплывали. О чем выше писала - "Голубятня на желтой поляне", и не только из-за одванчиков - по ощущениям), тут вот эти гулкие пустые пространства... После тесной затройки Пензы в такие просторы даже не верится...
134.33 КБ

112.60 КБ

124.16 КБ

158.46 КБ


И в другую сторону от трассы. Максимовка. Жутко стало, когда увидела явно расстрелянные иконы, точнее - остатки фресок на стенах.
157.41 КБ
Люди, что ж вы творите-то... А святые продолжают понимающе смотреть на людей, не ведающих, что творят; и продолжают всё прощать и спасать...
155.22 КБ
Как иначе объяснить, что до сих пор живы эти нанодеревушки, в которые, по-моему, попасть можно только в сухую летнюю пору - я не представляю...
201.00 КБ

149.03 КБ

(да, тут вспомнились "Гуси-гуси, га-га-га". И как подтверждение правильности моей ассоциации вышли... Нет, не гуси )) коровы :) Но один фиг - сельскохозяйственные друзья человека )) )
106.84 КБ

Владыкино. Сразу три интересных объекта. которые тоже разрушены. Которые тоже никому не нужны... И мы еще что-то говорим об истории, любви к родному краю, патриотизму... Эх. Ладно. В общем - один храм.
156.98 КБ
Классическая православная церковь, правда, слегко "пизанская", честно-честно. Еле уловимо... Думала - приглючилось мне, но Денис подтвердил :)

Дом владельцев тех земель.
188.84 КБ
Стоит метрах в 20 от здания школы, на задах.
242.15 КБ
Нам - в диковинку, а тамошних мальчишек наверняка развалинами не удивишь и в какие-нибудь Помпеи не затащишь - а что, мол, я развалин древних не видел\не трогал? )) Ну а наши облазили всё, что можно. И чего не стоило - тоже. Ну да об этом в другом посте )
254.49 КБ

Там же, метрах в 300 от первого, стоит второй храм. Прямая противоположность первому.
158.81 КБ
А-ля католический, совершенно, как мне кажется, для России нехарактерный (имею в виду нашу глубинку). Так вот тоже бывает. Образованные люди раньше и в глуши жили, строили с использованием новейших архитектурных тенденций. Ну или просто - что самим нравилось :)

Далее был родник, знакомый мне с детства, поэтому особого впечатления не произведший (да и в Билярске на порядок круче, есть с чем сравить )) ). Хотя некоторые искупались...
192.43 КБ

Ну а совсем далее - то, на что я подбивала всех минимум неделю - усадьба Воейкова.
204.89 КБ
Находится она довольно далеко от города (речь о Каменке), хоть и адрес там еще городской. В свое время я много слышала и знала о ней, но подзабылось. И прочитала программу экскурсии - и всплыло... Воейков - последний дворцовый комендант, крестный царевича Алексея. Вот для крестника он и строил летнюю резиденцию в своих землях, на хорошей земле да рядом с целебным источником (что вода правда целебная - даю обе руки на отсечение. Многие каменцы могут рассказать, как той водичкой печень-желчный вытянули. Не той, конечно, что продается в пластиковых бутылках, а что с родников (да надо знать - с каких) привозили. Речь о воде "Кувака", кто не в курсе. Но револбция спутала все планы не только Воейкову...
298.67 КБ
Усадьба (красивейшая, но на мой вкус немного... "пере..." даже не знаю как сказать точнее :) Ну хотя для членов царской фамилии строилась, не на нас, потомков крестьян, привыкших к 10 кв.м. на нос, расчитано..). Ярусами - три террасы, просто кипящая сирень, на вершине - величественный дом...
227.35 КБ
Как это всё, наверное, красиво смотрелось зимой, при сверкающем снеге; осенью - темный вечер вокруг и ярко освещенная усадьба; летом, когда всё утопает в зелени, а оттуда доносятся голоса и смех счастливых школяров - впереди длинные каникулы, целая маленькая жизнь...
А сейчас это... Это руины. В СССР хотя бы под ЛТП здание использовалось (а что - от города далеко, граждане бандиты-тунеядцы-алкоголики никому не мешают, да и мозги на свежем воздухе проветриваются... а с другой стороны - город, ни персоналу, ни машинам с продуктами-медикаментами далеко не мотаться...). В общем, грустно это всё как-то... А ведь можно воплотить задумку Воейкова, но кому это надо...

Ну и последняя точка (ну... почти последняя) - Кочетовка. От это дербеня родины... Я ж всё о своем... Вот прихватило пожилому человеку сердце... Да даже не зимой. Даже летом. В сухую хорошую погоду... да туда ж только на лошади верхом... 21 век....
278.62 КБ
Ладно. Оно в самом деле стоило того - добраться до тамошнего разваленного храма и могилы местного юродивого Ванюшки Кочетовского...
231.58 КБ
Говорят - он помогает людям даже после смерти. Говорят - не очень-то на самом деле душевнобольным он был, потому что в церкви вел себя всегда серьезно и адекватно. Говорят - обладал даром предвидения и исцеления. Много чего говорят, не проверишь уже. Но что именно там жахнула ТАКАЯ энергетика - почувствовали по-моему все, кто и не хотел... В церкви было тепло, как ни в одной другой. Не в смысле температура забортной воды, а в смысле по ощущениям. Рядом с могилой... Знаете, я с ним говорила. И он мне отвечал. В иных действующих храмах среди толпы я не чувствую, что меня слышут и отвечают, а тут был почти полноценный диалог. С какой-то улыбкой, хитринкой смотрел с портрета Блаженный Иоанн, и в тоне его это ощущалось - мол, перехитрил я вас всех? Верили, что и правдаюродивый? А так быстрее услышут, прислушаются люди. Дурачка жалко. Чего бишь плетет? а выйди, скажи людям правду - отмахнуться ведь... Нет, это всё мои слова и отчасти мысли тоже мои, но что-то вот такое было тоже в диалоге, и я с огромным трудом отводила глаза от глаз портрета на могильном кресте...
162.52 КБ
А еще первая же икона, точнее слабозаметные остатки фрески на стене - оказалась Ольга.
199.01 КБ

А еще омыло потоком какой-то очищающей и успокаивающей силы меня и тут же я услышала подобные ощущения еще от одной участницы поездки...
161.92 КБ
А еще долго не могли оттуда увезти детей - увидели настоящий колодец, несколько раз сами достали из него воды, напоили всех )
192.44 КБ

На обратном пути заехали в Варежку.
144.42 КБ
Это уже часть, самая окраина Каменки (совсем недавно была отдельная деревня Каменского района, впрочем как там юридически - точно не скажу). Ту церковь я помню сколько себя. То есть даже в советские годы она функционировала. У нас там дача недалеко была. И звуки колокольного звона (пусть нет на церкви колокольни, но колокола есть, и они звонят когда положено) - для меня явление привычное. Ей хорошо видно с нашего балкона было. И в хорошую погоду да с попутным ветром колокольный звон доносился и до дома, и что-то он всё-таки несет в себе, какие-то струны затрагивает, какой-то резонанс вызывает...
Зашла на могилу к дедушке с бабушкой... Неправильно это, когда могилы заброшенные. Даже если уезжаешь - раз в год приехать, привести в порядок можно... Это я себе. Нет, у нас не заброшенная совсем, просто надо было бы в районе Пасхи убраться, но вот никак не получилось, меня покусывало это. Ну теперь до приезда дяди (там надо нам вместе поработать) все же не так всё плохо будет выглядеть.
Словом, для меня лично эта поездка была наверное как ни для кого другого важной, интересной, некие струны души затронувшей... Хотя что ничего не ёкнуло в душе, никакого даже крошечного росточка ностальгии не шелохнулось - наверное неправильно?... Родину конечно не выбирают... Но тот же Чистополь мне по душе гораздо роднее... Ну да в Чистополе несколько поколений семьи родилось и выросло, а в Каменке первое родившееся поколение - мама... но это совсем другая история :)
А за поездку просто ОГРОМНОЕ спасибо замечательному Денису. И нифига не подхалимаж. Четкая организация, доброжелательность, интересные рассказы (и информация, и подача), отличный стиль вождения (я боюсь ездить в машинах если честно )) Но тут человек вел очень уверенно и я лично была совершенно спокойна и от именно езды - совершено не устала, хотя километров проехано огого...). Словом, люди, если кому надо удивить понаехавших в гости родственников например - не тащите их только в Тарханы, обращайтесь к [livejournal.com profile] simtour, вам и им устроют незабываемую экскурсию! :) Мы - ЭТУ - точно не забудем ))


Page generated Mar. 24th, 2026 01:49 am
Powered by Dreamwidth Studios